Египет  
Карта Египта
Погода по месяцам
Погода в Январе
Погода в Феврале
Погода в Марте
Погода в Апреле
Погода в Мае
Погода в Июне
Погода в Июле
Погода в Августе
Погода в Сентябре
Погода в Октябре
Погода в Ноябре
Погода в Декабре
Погода по городам
Погода в Александрии
Погода в Дахабе
Погода в Макади-Бэй
Погода в Марса-Алам
Погода в Нувейбе
Погода в Сафаге
Погода в Сома-Бэй
Погода в Табе
Погода в Хургаде
Погода в Шарм эль Шэйхе
Погода в Эль Кузейр
Погода в Эль-Гуна
Погода в Порт-Саид
Погода в Луксоре
Погода в Гизе
Погода в Асьюте
Погода в Асуане
Погода в Каире
Погода на праздник
Погода на Новый год
Погода на майские
Погода в Египте сейчас
Главная » Мир египетских богов и богинь. Часть 2.

Мир египетских богов и богинь. Часть 2.

Увлекательно то, что боги – Египта, Месопотамии, хеттов, Палестины, Сирии, Персии, Греции, Рима – пользовались уважением у других народов, пусть даже если это боги соперника или противника. Предположим, персы имели обычай приносить жертвы греческим богам «по эллинскому обычаю» даже в ту пору, когда находились в состоянии войны с греками. При отправлении культа своего, иранского бога Ахура Мазды отпускали аж в три раза меньше вина, чем предназначалось чужому богу, эламскому богу Хумбану. Дело, конечно, не в вине, а в отношении к вероисповеданию. Значимо и другое: древние научились уважать обычаи, порядки и культы других народов. Сражаясь с противником бывало не на жизнь, а на смерть, и даже убивая его, они тем не менее пытались не прекращать жизненную, религиозно нравственную пуповину, связывавшую их со всем человечеством.
    Хоть вера египтян (в образном смысле) и была «звероподобной». В отличие от греков, воспринимавших богов своих в образе людей, народ Древнего Востока считали творцами мира существа, имевшие обличие зверя. У шумер и вавилонян – это Тиамат (двукрылый змей), у китайцев – дева змея, Нюйва, слепившая первых людей из глины, у египтян – бог демиург Хнум, изображённый в виде барана (бараночеловека), создавший из глины первые человеческие существа. Египтяне обильно населяли божественный мир животными. Небо представлялось им в образе гигантской небесной коровы, богини Нут, солнце – в виде золотого теленка, древнейший бог Нун (всемирный хаос) – в виде лягушки, Гор, бог солнца и неба, являлся в виде человека с головой сокола или солнечного диска. Древние индусы считали прародителями мира божественных быка и корову. Финикийцы демиургом называли Илу, являвшегося в образе старца или в образе быка. Творцом мира у самаритян считался бог козел. Древние майя и ацтеки создателями мира считали фантастических животных. У майя творцом мира выступала Ицамна – пресмыкающееся с чертами птицы и ягуара, а в религиозных культах Латинской Америки двукрылый змей Кецалькоатль («змей, поросший зелеными перьями») рассматривался как творец человека и мира. Считалось, что он обучил ацтеков возводить дома и взращивать рис.

В то же время верованиям Востока присущ дух свободы… М. А. Дандамаев пишет: «Для Древнего Востока была характерна полная независимость вероисповедания, причиной которой были не политические или моральные мотивы, а полное отсутствие убеждения о ложной вере, о каких либо формах ереси. Еретические учения не могут начаться при политеизме, так как каждый культ считается правомерным и имеющим основание на существование. Раз признается политеизм, совершенно разумно и желательно в случае необходимости прибавить к своим традиционным богам и богов чужеземных. В силу указанных причин Древний Восток, в отличие от более поздних периодов, не знал крестовых походов с целью распространения какой-никакой либо религии… Еще в прошлом веке многие ученые высказывали всецело неверное воззрение, что Древний Восток погиб из за религиозного разделения людей, из за презрения к культам иноверцев, затруднявшим контакты среди людьми… Ведь в действительности прозелиты никому не были нужны в древности, ибо ни один человек не был заинтересован в том, чтобы делиться с ними нисколько не безграничными благодеяниями своих богов. Рано или поздно стало формироваться учение о строгом монотеизме, в V веке до н. э. иудейские законоучители силой внедряли его среди своих соплеменников. Так был нанесен первоначальный самый тяжкий удар древним плюралистическим (религиозным) представлениям». Удары палкой, которые обрушились на тех, кто поклонялся финикийско ханаанским божествам наравне с Яхве и заключал смешанные браки, встретили яростное противодействие со стороны народа. Но впоследствии долгой и яростной борьбы, унизительных и мучительных наказаний, демагогии и важных экономических реформ удалось настоять торжества монотеизма. То, что палка для Яхве стала главным аргументом веры, неудивительно. Но и православие, пришедшее в Египет в III веке н. э., а прежде тем в Рим или Иудею, как и мусульманство, вошедший в бытие и уклад жизни стран Востока с VII века н. э., зачастую обращались к насилию как к аргументу веры.

О верованиях древних египтян хотелось бы сообщить еще вот что… В их религии возникли закрепленные признаки богов. В сознании бог Сет служил олицетворением зла, а бог Озирис был его антиподом – олицетворением добра. Восток не знал еще в то время эсхатологических учений, свирепо повествующих о рае и аде. Ученые отмечают: не только в клинописной, но и в обширной ветхозаветной литературе ни рай, ни ад «ни разу не упоминаются». Характерен эпизод из «Книги Мертвых», принадлежавший жрецу Ани, современнику Сети I, где содержится беседа между умершим Ани и богом Атумом. Ани высказывает недоверие в том, что предстоящее загробное бытие будет легче земного. Атум пытается убедить его в обратном: «Ани: «О, Атум, что это (значит), что я отправляюсь в пустыню? Там то нет воды, нет воздуха, она глубока глубока, она темна темна, она вечна вечна!» Атум: «Ты будешь в ней век вековать с удовлетворенным сердцем». Ани: «Но в ней нет радостей любви!» Атум: «Я дал прозрение взамен воды, воздуха и радостей любви, умиротворенность сердца взамен хлеба и пива!»». Доводы в пользу «рая» неприкрыто звучат не ахти веско.

Акт воздаяния здравицы в честь фараона совершался в Египте изо дня вдень. Так когда-то молились за здравие государя императора в храмах России. Царь – преемник бога на земле. «Как наверху, так и внизу», – гласила древнеегипетская поговорка. Восхваление фараона как подлинного бога – литературная гиперболизация. Ее должно разуметь как молитву египтян, обращенную к богу. В ней они молят выказать верность к царю, дарить ему здоровье и долгую жизнь. Подтверждений подобной интерпретации молитв в египетских текстах куча (дифирамб Сенусерту III, или «Повесть о Синухе», воспевающую как бога фараона Сенусерта I). В построенном царицей Хатшепсут храме имелась посвящение. В ней «царь богов» Амон непосредственно указывает на разграничение своих полномочий с царицей: «Мое имя – во главе всех богов, твое имя – во главе всех людей». Фараон предстает перед людьми в облике «богочеловека», мыслится как «богочеловек», но заключенное в нем человеческое происхождение сближает его со смертными. Он зависел от богов и нуждался в их помощи. В молитвах фараон непрерывно подчеркивал, что «послушен» воле богов. И еще один интересный случай: в провинциальных центрах «отцом» фараона считался коренной высший бог. На всем протяжении истории Египта между богами и фараонами существовал строго соблюдавшийся незыблемый «договор», основанный на принципе «do ut des» («даю, чтоб ты дал»), – боги даровали фараону долголетие, личное благосостояние и преуспевание государства, фараон же, со своей стороны, обеспечивал богам выполнение культа, сооружение храмов, дары и т. д.


Фасад большого храма Рамсеса II в Абу‑Симбеле.
Поиск
Отдых и туризм